Проблема устаревания знаний является одной из важнейших проблем любого специалиста независимо от рода деятельности. Какими бы глубокими и всеобъемлющими не были познания, они обладают свойством устаревания, теряют свою актуальность, применимость. В некоторых отраслях, это касается, к примеру, медицины, применение устаревших технологий и методик лечения может привести к негативным последствиям, а то и причинить колоссальный вред. Поэтому одним из постулатов медицинской деонтологии служит постоянное совершенствование своего врачебного мастерства.

Проведя параллель с юриспруденцией, нельзя не отметить значение и роль правовых актов как регуляторов общественных отношений. В свете принимаемых многочисленных изменений в правовых актах, без совершенствования и обновления совокупности знаний их достоверность и применимость попросту теряется. Достаточно просмотреть любой кодифицированный акт, будь то Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и др., а именно список федеральных законов о внесении изменений, чтобы убедиться в том, насколько быстро меняются эти нормы. Принимая во внимание тот факт, что от действий юриста во многом зависит судьба человека, последствия таких действий чрезвычайно важны.

Соответственно, для решения указанных проблем существуют разработанные и закрепленные механизмы, в том числе проведения аттестации сотрудников, повышения курсов квалификации в обязательной форме. В отдельных профессиях  и видах профессиональной деятельности сложился механизм постоянного повышения квалификации для сохранения права на работу. Так, врачи и другие медицинские работники обязаны знакомиться с новеллами и инновациями с определенной периодичностью. Согласно Приказу Минздрава России «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками…» профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности. При этом повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.

Полагаем, что и в юридической профессии следует установить срок «устаревания знаний» и необходимость обновления. Это связано, в первую очередь, с тем, что романо-германская правовая система позиционирует подготовку юристов как специалистов в области юриспруденции в целом с незначительными элементами специализации в период обучения. Однако практическая деятельность осуществляется в другой предметной области и со временем юрист теряет уровень общеправовой информированности.

На сегодняшний день разрабатываются и устанавливаются обязательные программы повышения квалификации, к примеру, Адвокатской палатой Российской Федерации. Согласно ст. 31 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Совет адвокатской палаты содействует повышению профессионального уровня адвокатов, в том числе утверждает программы повышения квалификации адвокатов и обучения стажеров адвокатов, организует профессиональное обучение по данным программам.

Непосредственно для представителей юриспруденции в рамках деятельности Юридической клиники Академии при Президенте Российской Федерации предусматривается проведение постоянно действующего обучающего семинара для актуализации правовых знаний.

Данный семинар также позволит участникам:

  1. актуализировать знания в определенной отрасли;
  2. ознакомиться с последними изменениями законодательства;
  3. создать фундамент для перехода из одной сферы юридической профессии в другую;
  4. установить системные связи в меняющемся законодательстве.

Как было отмечено выше, цель постоянно действующих семинаров заключается не столько в углублении знаний, сколько в поддержании общих знаний в актуальном состоянии. Соответственно, учебные программы будут полезны также тем, кто долгое время не работал по специальности, кто работает по определенной специальной области и не следит за развитием законодательства в других отраслях.